Третий областной психологический фестиваль "Опыт + Опыт = Результат"
07 апреля 2017
Тема моего опыта "Использование лэпбука в работе педагога - психолога"
Актуальность темы:
В современном мире все прогрессирует, развивается, создаются новые технологии, и я считаю, что использование технологии лэпбук в развитии детей в настоящее время актуальна. Работая над данной темой, я пришла к выводу, что технология лэпбук является незаменимым помощником при взаимодействии с детьми в моей работе. Лэпбук позволяет лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и повторяет материал. Отличное средство развивать диалогическую речь, умение общаться. А также дети самостоятельно из картинок могут создать свой лэпбук. Работа с «лэпбуком» отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми.
Цель - развитие детей в процессе использования «лэпбука, в работе педагога - психолога ДОУ.
Задачи:
1. Повышение уровня интеллектуального развития, формирование у детей познавательных интересов.
2. Сенсорное развитие детей.
3. Формирование целостной картины мира и расширение кругозора детей.
4. Обогатить и активизировать словарь детей.
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная папка» (lap – колени, book – книга), или как его еще называют тематическая папка.
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения, которое пришло к нам из Америки. Лэпбук – это портфолио или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками с заданиями и т.д., которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме. Лэпбук интересен и полезен еще тем, что его можно делать совместно с детьми. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях ребенка.
Лэпбук – является новейшим способом организации учебной деятельности с дошкольниками и младшими школьниками. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности педагогов и ребенка, а так же родителей и ребенка.
Для чего делают такие книжки?
Все материалы лэпбука соответствуют определенной теме и несут в себе познавательную и развивающую функции. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде.
- Полифункационален: способствует развитию творчества, воображения.
- Пригоден к использованию одновременно группой детей.
- Обладает дидактическими свойствами.
- Является средством художественно-эстетического развития ребёнка, приобщает его к миру искусства.
- Вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части).
- Структура и содержание доступна детям.
- Обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех обучающихся.
Каким должен быть лэпбук?
- Эстетичным
- Долговечным
- Доступным
- Удобным
ЗАЧЕМ ПСИХОЛОГУ НУЖЕН ЛЭПБУК?
- ЛЭПБУК – АКТИВИЗИРУЕТ У ДЕТЕЙ ИНТЕРЕС К ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
ПОЯВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОЯВИТЬ СЕБЯ КАЖДОМУ РЕБЁНКУ!
3. ПОМОГАЕТ ДЕТЯМ ЛУЧШЕ ПОНЯТЬ И ЗАПОМНИТЬ ИНФОРМАЦИЮ (ОСОБЕННО, ЕСЛИ РЕБЁНОК ВИЗУАЛ)
4. ЛЭПБУК – ПОЗВОЛЯЕТ СОХРАНИТЬ СОБРАННЫЙ МАТЕРИАЛ;
5. ЭТО ПРОСТО ИНТЕРЕСНОЕ И ТВОРЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ!
ТЕХНОЛОГИЯ ЛЭПБУК ЯВЛЯЕТСЯ НЕЗАМЕНИМЫМ ПОМОЩНИКОМ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ДЕТЬМИ .
- Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление).
2. Это отличный способ для повторения пройденного материала.
3. Ребенок дошкольного возраста учится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к обучению в школе.
4. «Лэпбук» хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому. - Лэпбук – вид совместной деятельности психолога и родителей. Создание лэпбука - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.
Родители обеспечивают поддержку:
Организационную:
Экскурсии;
Походы;
Развлечения.
Техническую:
Фото;
Видео;
Репортаж.
Информационную:
сбор информации для лэпбука
Мотивационную:
Поддерживание интереса, уверенности в успехе.
Психолог разрабатывает для родителей:
Информационные лэпбуки:
«Скоро в школу», «Адаптация это серьезно», «Индивидуальные особенности ребенка»;
Коммуникативные лэпбуки:
«Дружная команда»,
«Мы друзья»;
Развивающие лэпбуки:
«Учимся запоминать»,
«Внимательность прежде всего»,
«Мыслить, значит думать»,
«Наши чувства и эмоции».
Лэпбук помогает: структурировать сложную информацию;
развивает познавательный интерес и творческое мышление;
разнообразить даже самую скучную тему;
научить простому способу запоминания;
объединить всю семью (группу детей в детском саду) для увлекательного и полезного занятия.
Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:
- Включенность педагога наравне с детьми;
- добровольное присоединение детей к деятельности;
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности; открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
- Результат: Улучшение качества развития детей, повышение устойчивого интереса к знаниям; приобщение родителей к воспитательно – образовательному процессу и совместному творчеству.